крест
Московский Патриархат.
Ярославская епархия.
Переславский муниципальный округ.
Приход Смоленской церкви села Ям
Приход Москва-Ям Банковские реквизиты для пожертвований
на восстановление Смоленской церкви села Ям


2010 № 7(40) август ()

 


Выпуск № 7(40)                               село Ям                                             август 2010


 


 Смоленская икона Божией Матери

Одна из трех наиболее почитаемых в России икон (наряду с Владимирской и Казанской).

  Это поясное изображение Богоматери, с младенцем-Христом, который восседает на левой ее руке (благословляя правой рукой, а в левой держа «свиток учения»), восходит к византийскому иконографическому типу Одигитрии («Путеводительницы»). На Русь образ попал в 1046, когда византийский император Константин Порфирородный, выдавая свою дочь Анну за черниговского князя Всеволода Ярославича, благословил ее именно этой иконой. После смерти Всеволода его сын Владимир Мономах перенес икону из Чернигова в Смоленск (благодаря чему она получила свое название) и поставил в храме, заложенном им в 1101. Около 1400 Смоленскую перенесли в Москву, но в 1456 смоленский епископ Мисаил умолил великого князя Василия II Темного вернуть ее обратно (в Москве же оставили ее список).  Прославилась как великая защитница еще во время нашествия Батыя и в Отечественную войну 1812 в войне с французами. Общероссийская память Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии празднуется церковью 28 июля (10 августа).

 

 

 

 

С праздником, православные!

Православные праздники в августе

1- Обретение мощей прп. Серафима Саровского-чудотворца (1903)

2- Пророка Илии (IX в. до РХ)

4 - Мироносицы равноапостольской Марии Магдалины. Прп. Корнилия Переславского (1693)

5 – Почаевской иконы Божией матери (1675)

Иконы Божией Матери всех скорбящих Радость». (1888)

6 – Мчч.блгв. кнн. Бориса и Глеба, во Святом крещении  Романа  и Давида

9 – Вмч. и целителя Пантелеимона

10 – Смоленской Иконы Божией Матери, именуемой «Одигитрия» - престольный праздник нашего храма

14 – Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

18 –Предпразднество Преображения Господня.

19 – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

21 – Толгской иконы Божией Матери

26 – Отдание праздника Преображения Господня

Преставление (1783), второе обретение мощей (1991),Святителя Тихона Задонского

28 – Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

29 – Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа (944); Федоровской иконы Божией Матери

31 – Мучеников  Флора и Лавра

 

Три Спаса – три праздника в честь Спасителя

В августе существует три праздника в честь Спасителя, три Спаса: первый Спас – 14 августа по народному выражению – «на воде»; второй – 19 августа, «на горе»; третий – 29 августа, «на полотне».

Праздник первого Спаса

Установлен по случаю двойной победы: русский князь Андрей Боголюбский одержал победу над болгарами, а греческий император Мануил – над арабами в 1164 году.

Русский князь и греческий император имели в войсках своих Святой Крест Господень. Они оба усердно молились Ему о помощи и оба удостоились с войсками чудного видения: от взятых на войну икон Спасителя и Матери Божьей исходил свет и осенял войска. Храбро кинулись воины на неприятеля и победили. В память этого события установлен был крестный ход на реку, где во время освящения воды крестьяне старались выкупать своих лошадей.

Первый Спас еще называют Медовым Спасом. Этот день – праздник пчеловодов, когда пчеловоды-пасечники заламывают в ульях первые медовые соты, «На первый Спас и нищий медку покушает», говорят в народе. Крестьяне полагали, что с этого дня пчелы перестают вырабатывать мед. Неизвестно откуда зашло в русскую деревню странное понятие о розах, но крестьяне считали, что когда перестают цвести розы, тогда происходит перемена и в росах. Действительно с 14 августа выступают росы хорошие и безвредные. А что касается роз, то их перенесение в русскую землю последовало в царствование Алексея Михайловича (XII век).

Праздник второго Спаса

Второй Спас в день Преображения Господня – Спас «на горе». Раньше до второго Спаса фрукты есть было не положено. 19 августа их несли в церковь для освящения, после чего все фрукты разрешалось употреблять в пищу. Поэтому в народе второй Спас называется «Яблочным Спасом». По освящении часть принесенного выдается притчу, а остальное относится в дом, где освященными яблоками разговляются.

В.Селиванов в своей книге «Год русского земледельца» писал:

«В этот день после обеда толпы баб и ребятишек осаждают помещичьи сады, которые почти всегда сдаются купцам, и покупают у последних все то, что даже было бы выкинуто за негодностью, лишь бы называлось яблоком. Покупают на гроши, на кудели пеньки и льна, на яйца; например, за одно яйцо получают две или три пригоршни яблок, сколько широкие руки сидельца могут их вместить. В этот день насыпают целые воза падалицы и непадалицы, хороших даже сортов яблок, и разводят по окрестным приходам к церквам, где по окончании обедни все раскупается».

Праздник Третьего Спаса

Третий Спас, то есть праздник Спасителя, - 29 августа – Спас  «на полотне», назначенный в память перенесения нерукотворного образа Господня в Константинополь.

Существует предание, что во время земной жизни Иисуса Христа князь Едесский тяжело заболел. Узнав о чудесах Спасителя, князь послал к нему своего художника с письмом, прося исцелить его от тяжелой болезни. Когда художник увидел лик Спасителя, сильно захотелось ему изобразить черты Его на полотне, но все труды остались напрасны – никак не мог он уловить черты лица Господня. Заметив это, Иисус Христос велел принести воды, умылся, вытер лицо Свое платком, и, к удивлению присутствующих, на платке тотчас же получилось изображение Его. Этот нерукотворный образ Свой Иисус Христос послал князю вместе с письмом, в котором писал: «Блажен ты, что уверовал в Меня, не видав Меня. После вознесения Моего придет к тебе ученик Мой и совершенно исцелит тебя от недуга».

Князь, получив образ и поклонившись Ему, почти совсем излечился от болезни. Сначала образ хранился в городе Едесс, где жил князь, впоследствии же был перенесен в Константинополь. Перенесение это было совершено 16 августа (29 августа н.ст.).

Переславские святые

Преподобный  Корнилий  Переяславский, в мире Конон, был сыном рязанского купца. В юных летах ушел из родительского дома и пять лет прожил послушником у старца Павла в Лукьяновской пустыни, под Переяславом. Затем юный подвижник перешел в Переяславскую обитель святых Бориса и Глеба, что на Песках. Конон усердно ходил в храм и беспрекословно выполнял все, что ему приказывали. В трапезе святой послушник не садился с братией, но довольствовался тем, что оставалось, принимая пищу три раза в неделю. Через пять лет он принял иночество с именем  Корнилий . С этого времени никто не видел преподобного спавшим на постели. Некоторые из братии насмехались над святым  Корнилием , как юродивым, но преподобный молча переносил обиды и усиливал иноческие подвиги. Испросив у игумена разрешение жить в затворе, преподобный  Корнилий  затворился в выстроенной для него особой келлии и безвыходно подвизался в посте и молитве. Однажды братия нашла его едва живым: келлия преподобного была заперта изнутри. Три месяца преподобный  Корнилий  пролежал больным; он мог принимать только воду и сок. Выздоровев, преподобный, будучи убежден игуменом, остался жить с братией. Святой  Корнилий  был пономарем в храме, служил в трапезе, трудился в саду. Благодаря трудам преподобного в монастырском саду росли превосходные яблоки, которые он с любовью раздавал приходящим. От строгого поста тело преподобного  Корнилия  иссохло, но святой не переставал трудиться: своими руками он выкопал для братии колодец. Тридцать лет прожил преподобный  Корнилий  в полном безмолвии, считаясь у братии глухим и немым. Перед кончиною, последовавшей 22 июля 1693 года, преподобный  Корнилий  исповедался у духовника обители отца Варлаама, причастился Святых Таин и принял схиму. Преподобный был погребен в часовне. Через 9 лет при построении нового храма его мощи были обретены нетленными. В 1705 году святитель Димитрий, митрополит Ростовский (память 28 октября), свидетельствовал мощи преподобного  Корнилия , и они были помещены в новом храме под спудом. Тогда же святитель Димитрий составил преподобному тропарь и кондак.

Поздравляем в августе

с днем рождения

6 - Фомину Надежду Николаевну

7 - Седешеву Ирину Петровну

9 – Махотину Марину Александровну

11 - Грошева Алексея Владимировича

31 - Юрьеву Надежду Степановну

Многая и благая лета!

Ежемесячная православная газета «Приходской вестник».

Редакционный совет: Воробьева Л.В., Колмаков Д.О., Воробьева Д.П.

Ответственный за выпуск иерей Олег Колмаков. Тираж 100 экз. Издается на пожертвования прихожан.

Мы будем рады Вашему участию и помощи в подготовке следующих номеров.

Звоните: 8-905-632-32-07, пишите: Kolmakoff71@mail.ru;  eco@park.botik.ru * 152020, Ярославская обл, Переславский р-н, с.Ям. Сайт храма: http://prihod-moscow-yam.nm.ru Приход Храма Смоленской иконы Божией Матери

 


Православный календарь