крест
Московский Патриархат.
Ярославская епархия.
Переславский муниципальный округ.
Приход Смоленской церкви села Ям
Приход Москва-Ям Банковские реквизиты для пожертвований
на восстановление Смоленской церкви села Ям


2008 № 6(11) май ()

 

 


Выпуск № 6(11)                               село Ям                                             май 2008

 

Преполовение пятидесятницы

Преполовение – половина Пятидесятницы – середина 50 дней  между праздниками Пасхи и сошествия Святого Духа. Наименование праздника Преполовением Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего об Иисусе Христе, что Он, во дни Своей земной жизни, в третий год Своей Евангельской проповеди, в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в церковь и учил (Ин.7,14-36).
Праздник Кущей был одним из трех великих всенародных еврейских праздников, в память пребывания евреев в кущах (шалашах) во время странствованиях их по пустыне, и особенно в память показанной Богом Моисею на горе кущи (Исх. 25, 40), по образу которой Моисей поставил скинию (Исх. 39, 43; 40,1). Праздник продолжался восемь дней, из которых первый и последний были особенно святы. Обрядом восьмого дня, состоявшим в связи с христианским праздником преполовения, был обряд торжественного возлияния воды. Возлияние воды было знамением возлияния Святого Духа.
В преполовение праздника Кущей Господь вошел в храм Иерусалимский и учил. От божественного учения Господа преполовение стало праздником для Церкви Христовой. Иудеи, слыша учение, произносимое Господом в праздник, «дивились, говоря: как Он знает Писания, не учившись?» (Ин. 7, 15). «Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?» (Ин. 7, 31). «Многие говорили» об Иисусе Христе: «Он точно пророк» (Ин. 7, 40). «Другие говорили: это Христос» (Ин. 7, 41).
Этим учением Господь ясно показал Себя Мессией, ходатаем Бога и людей, законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает и о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо «в последний день праздника», во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, «Которого имели принять верующие в Иисуса Христа» (Ин. 7, 37-39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, как Мессии, пославшего Святого Духа.
День Преполовения – это древний христианский праздник. О нем упоминает в своих поучениях свт. Иоанн Златоуст. В V веке Анатолий Константинопольский, в VII – преподобный Андрей Критский, в VIII – св. Иоанн Дамаскин, в IX – преподобный Феофан Исповедник воспели преполовение в духовных песнях, которыми Церковь ныне восхваляет Господа среди Преполовения Пятидесятницы.|
Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, «подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость», Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он «возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7, 37).

(По книге прот. Г.С.Дебольского «Дни богослужения Православной Церкви»)

Радоница

9 день от Пасхи — родительский день, день особого поминовения усопших.

Для посещения кладбища Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

Кладбища - это священные места, где покоятся тела умерших до будущего воскресения. Даже по законам языческих государств усыпальницы считали священными и неприкосновенными. Из глубокой дохристианской древности идет обычай отмечать местопогребения устройством над ним холма. Переняв этот обычай, христианская Церковь украшает могильный холм победным знамением нашего спасения - Святым Животворящим Крестом, начертанным на надгробной плите или поставленным над надгробием. Мы называем наших покойных усопшими, а не умершими, потому что в определенное время они встанут из гроба.

Могила - это место будущего воскресения, и поэтому необходимо соблюдать ее в чистоте и порядке. Крест на могиле православного христианина - молчаливый проповедник блаженного бессмертия и воскресения. Водруженный в землю и возвышающийся к небу, он знаменует веру христиан в то, что тело умершего находится здесь, в земле, а душа - на небе, что под крестом сокрыто семя, которое произрастает для жизни вечной в Царстве Божием. Крест на могиле ставят у ног покойного так, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного.

Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, был всегда окрашен, чист и ухожен. Простой скромный крест из металла или дерева более приличествует могиле православного христианина, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора.

 

Светлой памяти прихожан, прошедших Великую Отечественную войну.

К сожалению, все меньше и меньше среди нас тех, кто прожил, прошел, пронес на своих плечах эту страшную войну. Большинство из них давно покоится на нашем тихом кладбище.

И многих фотографии уже найти непросто: то уехавшие дети увезли с собой, то подросшие внуки и правнуки пишут родословия свои и забрали себе. А так хочется, чтобы светлая память об этих людях жила в наших сердцах.

 Об одном из них хочу сегодня поведать. Это Василий Иванович Суханов.

Он родился в 1901 году и всю жизнь прожил в селе Ям. И жену себе подыскал себе здесь же – красивую и статную – почти одногодку  она была с 1902 года, из известной ямской семьи – Зину Суханову.

Нелегко жили, как и все в то время, но дружно. Радовались детям. Но война помешала их счастью.  На фронт попал по мобилизации 7 августа 1941 года. С 1941 по 1943 был стрелком 234-го Клайпедского полка, с 43 до мобилизации сапером.

Лежат в семейном архиве бережно хранимые наградные документы Василия Ивановича – Благодарности за мужество и отвагу самого Главнокомандующего, орденская книжка, Орден Красной Звезды и много фронтовых медалей. Хранятся полустершиеся справки о тяжелых ранениях – контузиях, осколками мины.

После Победы Василий Иванович работал , не покладая рук, кормил семью, увеличившуюся после войны, пользовался большим уважением односельчан, которые долгие годы его жизни выбирали депутатом Нагорьевского, Веськовского сельских советов , Переславского районного совета депутатов трудящихся.

Почти 40 лет, как нет Василия Ивановича. Может, и пожил бы еще, если бы не шевелились в израненном теле осколки мины.

Светлая память этому достойному защитнику земли Русской!

А я хочу обратиться к нашим прихожанам с большой просьбой: пока живы в нашей памяти воспоминания о наших отцах и дедах, пока не утеряны безвозвратно старые фотографии, давайте напишем  Книгу памяти. Пусть ее читают наши дети , внуки и правнуки. Принесите в храм. Старые фотографии, напишите на листочках свои воспоминания о детстве, работе, учебе, о своей войне, о своих близких, и особенно тех, кто пережил войну.

Людмила Воробьева

Поздравляем!

С венчанием!

Марину и Вячеслава

 

Многая и благая лета!

Ежемесячная православная газета «Приходской вестник».

Редакционный совет: Воробьева Л.В., Сухинина Н.Е., Колмаков Д.О., Воробьева Д.П.

Ответственный за выпуск иерей Олег Колмаков. Тираж 100 экз. Издается на пожертвования прихожан.

Мы будем рады Вашему участию и помощи в подготовке следующих номеров.

Звоните: 8 (48535) 3-59-01, пишите: eco@park.botik.ru * 152020, Ярославская обл, Переславский р-н, с.Ям.

Сайт храма: http://prihod-moscow-yam.nm.ru

Приход Храма Смоленской иконы Божией Матери

Просьба! Не используйте газету в хозяйственных нуждах.

 

 


Православный календарь