крест
Московский Патриархат.
Ярославская епархия.
Переславский муниципальный округ.
Приход Смоленской церкви села Ям
Приход Москва-Ям Банковские реквизиты для пожертвований
на восстановление Смоленской церкви села Ям


2008 №14(19) декабрь ()

 


Выпуск №14(19)                               село Ям                                             декабрь 2008

 

19 декабря – День Николая Чудотворца

Православные христиане отмечают праздник в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца - одного из самых почитаемых на Руси и во всем православном мире святых.

Святитель Николай жил в III-IV веках и прославился как великий угодник Божий, поэтому в народе его обычно называют Николаем Угодником. Христиане верят, что и по сей день он совершает множество чудес в помощь молящимся ему людям. Кроме того, святой Николай считается покровителем всех странствующих.
Он родился в городе Патаре в Малой Азии (ныне - территория Турции) в семье благочестивых родителей и стал священником, а затем и епископом города Миры Ликийские.
Церковное предание сохранило свидетельства не только чудес, совершенных святым Николаем, но и его необычайного милосердия. Так, когда один ранее богатый человек задумал для спасения семьи от голода «отдать на блудодеяние» трех своих взрослых дочерей, святитель, скорбя о погибающем грешнике, ночью тайно бросил ему в окно три мешочка с золотом.
Совершая паломничество в Иерусалим, Николай Чудотворец по просьбе отчаявшихся путников молитвой успокоил разбушевавшееся море. По его молитве ожил матрос, упавший с мачты и разбившийся насмерть. Удержав меч палача, святой Николай спас от смерти трех мужей, невинно осужденных корыстолюбивым градоначальником.

Несмотря на великую кротость духа, Николай, согласно тексту его жития, был ревностным воином Церкви Христовой. Он обращал в прах языческие капища и сокрушал идолов. А на 1-м Вселенском Соборе в 325 году святитель в пылу обличения даже ударил по щеке еретика Ария.
Святитель Николай скончался в середине IV века в глубокой старости. По церковному преданию, мощи святого сохранились нетленными и источали чудесное миро, от которого исцелилось множество людей. В 1087 году в связи с угрозой нашествия мусульман мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и поныне.

Примечательно, что во имя святителя Николая Чудотворца был крещен в 866 году Киевский князь Аскольд - первый русский князь-христианин. А над могилой Аскольда в Киеве святая княгиня Ольга построила первый в Русской Церкви храм в честь святителя Николая.

Праздники декабря

·         4 декабря православные отмечают большой праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

·         5 декабря православные вспоминают Благоверного князя мученика Михаила Тверского.

·         6 декабря у православных день защитника Руси Благоверного великого князя Александра Невского.

·         7 декабря православные вспоминают Великомученицу Екатерину.

·         13 декабря Апостол Андрей Первозванный
у православных.

·         19 декабря православные отмечают день одного из любимейших на Руси святых - святителя Николая Чудотворца ("Никола зимний").

 

6 декабря – день Святого Александра Невского

Александр НевскийСвятой, достойно чтимый и ублажаемый ныне святой Церковью благоверный князь Александр Невский жил в трудное время татарского порабощения России. Церковь причислила его к лику святых. Чем же стяжал себе такую славу святой Александр Невский? На это отвечает мать наша, Православная Церковь, в одном из своих песнопений в честь его. Приидите ecu российстии сыны, воспевает она, восхвалите доброго начальника, власти - мудрого строителя, воины - доблестного воина, любители Православия - твердого исповедника веры, изволением мученика. (Канон святому Александру Невскому).

Итак, святой благоверный князь Александр Невский был прежде всего добрым и милостивым начальником. Во время татарского нашествия благоверный князь явился истинным хранителем и утешителем земли Русской. Он хотя и болел душою по братиях своих, но не только не пытался идти войною против поработителей своих, а и удерживал народ от этого, заповедуя повиноваться им: «ибо Господь почтил их царством», сам собирал дань для поработителей своих, дабы тем укротить жестокость и варварство их. Не раз путешествовал благоверный князь в орду для ходатайства за русский народ пред неверными, «ихже посла Господь на люди Своя ради грех их», а в последнее свое путешествие для защиты земли русской и окончил свою земную жизнь.

Святой благоверный князь Александр Невский был мудрым правителем. Много мудрости нужно было иметь великому князю, дабы, с одной стороны, не ожесточить могучих властелинов, а с другой - защитить беззащитный народ от их насилия.  Много требовалось мудрости, дабы управлять страною, в которой, по прошествии полчищ татарских, цветущие города и села были разоряемы и сжигаемы, народ разбегался, скрывался в лесах и других потаенных местах; в стране, состоящей из множества самостоятельных княжеств, действовавших порознь против общего врага. Но мудрость святого Александра Невского изыскивала средства ослаблять и отклонять эти трудности и беспорядки.

Третья царственная доблесть святого Александра Невского, прославляемого святой Церковью, - это непобедимое мужество, приводившее в восторг и удивление всех современников. Невидимая помощь свыше, которой благоверный князь вверял себя с молитвой, видимо осеняла его во многих войнах с врагами земли русской, так что слава бранных подвигов его проникла во все страны мира. Но и по окончании своего земного поприща святой Александр Невский не оставил без попечения своего земли Русской и на небе: явил помощь и по смерти своей князю Димитрию Донскому в борьбе его с татарами, и исходатайствовал царю Иоанну победу над казанцами. В силу этого мы веруем, что он ныне ограждает молением своим и всех нас, и грады владычествия своего, и вся люди земли Российские.

Наконец, самый лучший цвет в неувядаемом венце славы благоверного князя Александра Невского есть благочестие и святая ревность его по вере. Благочестивый князь видел в Православной вере, насажденной в земле Русской равноапостольным предком его князем Владимиром, единственный залог спасения Руси, раздробленной на уделы и теснимой со всех сторон врагами, - и ни угрозы, ни ласки, ни льстивые обещания римского посла не могли склонить его к измене Православию. «Ни огнь, ни вода, ни меч и никакая сила не принудит меня отступить от учения Православной восточной Церкви», - эти достопамятные слова произнес он тогда. С другой стороны, Александр Невский твердо был убежден, что святая вера есть единственный залог жизни вечной, для которой он и подвизался на земле ко благу вверенного ему Богом народа. Он решился лучше умереть в Орде, по примеру благоверного предка своего, святого князя Михаила Черниговского, чем уступить требованию зловерных и совершить языческий обряд: «огню и идолу кланяться не буду, - сказал благочестивый князь Александр Невский страшному завоевателю Батыю, - я - христианин, и лучше приму смерть, чем отвергнусь веры пред людьми». Сам свирепый повелитель татар - Батый, уважая мужество исповедника Христова, вопреки своему обычаю, принял и отпустил его с честью. Воспоминая о такой исповеднической доблести святого Александра Невского, его благочестии и богоугодном житии, помолимся этому венценосному исповеднику веры Христовой, да почиет тот же дух благочестия и страха Божия на всех нас.

13 декабря - праздник Святого апостола Андрея Первозванного

День святого апостола Андрея Первозванного

Святой апостол Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей Первозванный был родом из Вифсаиды Галилейской. Жил он впоследствии в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера вместе с братом Симоном, занимаясь рыбной ловлей. С юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к Богу. Он не вступил в брак, а стал учеником святого пророка Иоанна Крестителя, возвестившего о Боговоплощении. Когда святой Иоанн Креститель указал на Иордане святым апостолам Андрею и Иоанну Богослову на Иисуса Христа, называя Его Агнцем Божиим, они незамедлительно последовали за Господом. Святой апостол Андрей стал первым учеником Христа и первым исповедал Его Спасителем (Мессией), приведя ко Христу своего старшего брата Симона, будущего апостола Петра.
После Воскресения и Вознесения Христова, свидетелем которого также был святой апостол Андрей, он возвратился в Иерусалим. Здесь в День Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей, апостол Андрей исполнился Духа Святого, как предсказал Сам Господь.
С проповедью Слова Божия святой апостол Андрей совершил несколько путешествий, во время которых трижды возвращался в Иерусалим. Он прошел Малую Азию, Фракию, Македонию, Скифию, Причерноморье . Вверх по Днепру апостол Андрей поднялся до местоположения будущего Киева, где, как повествует преподобный Нестор Летописец, водрузил крест на киевских горах, обратившись к ученикам своим со словами: «Видите ли горы эти? На этих горах воссияет благодать Божия, будет великий город, и Бог воздвигнет много церквей». Продвигаясь далее на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на месте будущего Новгорода и у нынешнего села Грузино водрузил свой жезл. Отсюда апостол Андрей через земли варягов прошел в Рим и вновь вернулся во Фракию. Здесь в небольшом селении Византии (будущем Константинополе) он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из семидесяти апостолов Христовых — Стахия.
На своем пути апостол Андрей претерпевал многие скорби от язычников. Его избивали, изгоняли из городов. Но Господь хранил своего избранника и по его молитвам совершал дивные чудеса. Последним городом, куда пришел святой апостол Андрей Первозванный и где принял он мученическую кончину, был город Патры (Патрас). Здесь по молитве апостола выздоровел тяжело больной Сосий, знатный горожанин. Наложением апостольских рук исцелилась Максимилла, жена правителя Патрского и его брат философ Стратоклий. Это побуждало жителей города принимать от апостола Андрея святое Крещение, однако правитель города консул Эгеат оставался закоренелым язычником. Святой апостол с любовью и смирением взывал к его душе, стремясь открыть ему христианскую тайну вечной жизни, чудотворную силу Святого Креста Господня. Разгневанный Эгеат приказал распять апостола. С радостью принял святой Андрей Первозванный решение правителя и взошел на место казни. Чтобы продлить мучения апостола, Эгеат приказал не прибивать рук и ног его к кресту, а привязать их. По преданию, крест, на котором был распять святой апостол Андрей Первозванный, имел форму буквы «Х» и получил название «Андреевский крест».
Два дня апостол с креста учил собравшихся вокруг горожан. Люди, слушавшие его, всей душей сострадали ему и требовали снять святого апостола с креста. Испугавшись народного возмущения, Эгеат приказал прекратить казнь. Но святой апостол стал молиться, чтобы Господь удостоил его крестной смерти. Как ни пытались воины снять апостола Андрея, руки им не повиновались. Распятый апостол, воздав Богу хвалу произнес: «Господи, Иисусе Христе, прими дух мой». Тогда яркое сияние Божественного света освятило крест и распятого на нем мученика. Когда сияние исчезло, святой апостол Андрей Первозванный уже предал свою душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла с креста тело апостола и с честью погребла его. В 357 году мощи святого апостола Андрея Первозванного были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого апостола и евангелиста Луки и ученика апостола Павла — апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами, в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра.

Ответы на ваши вопросы

Что такое пост?

Церковь Христова заповедает своим чадам вести умеренный образ жизни, особо выделяя дни и периоды особого воздержания – посты. Постились ветхозаветные правдники, постился и Сам Христос. Еженедельными постными днями (за исключением «сплошных» недель) являются среда и пятница. В среду пост установлен в воспоминание предательства Христа Иудой, а в пятницу – ради крестных страданий и смерти Спасителя. В эти дни запрещено вкушать мясную и молочную пищу, яйца, рыбу (по Уставу от Фомина воскресения до праздника Святой Троицы рыбу и постное масло вкушать можно), а в период от Недели всех Святых (первое воскресенье после праздника Троицы) до Рождества Христова по средам и пятницам следует воздержаться от рыбы и постного масла.

Многодневных постов в году четыре. Саамы длительныйф и строгий – Великий пост, который длится семь недель перед Пасхой. Самые строгие из них – Первая и последняя – Страстная. Этот пост установлен в память сорокадневного поста Спасителя в пустыне.

Близок по строгости к Великому посту и Успенский пост, но он короче – с 14 по 27 августа. Этим постом Святая Церковь почитает Пресвятую Богородицу, Которая предстоя перед Богом, неизменно молится за нас. В эти строгие посты рыбу можно вкушать только три раза – в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля), Входа Господня в Иерусалим (за неделю до Пасхи) и Преображения Господня (19 августа).

Рождественский пост продолжается 40 пост, с 28 ноября по 6 января. В этот пост рыбу вкушать разрешается, кроме понедельника, среды и пятницы. После праздника святителя Николая (19 декабря) рыбу можно вкушать лишь по субботам и воскресеньям, а период со 2 по 6 января надо проводить по полной строгости.

Четвертый пост – Святых апостолов (Петра и Павла). Он начинается с Недели всех Святых  и заканчивается ко дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла – 12 июля. Устав о питании в этот пост такой же, как и в первый период Рождественского.

Днями строгого поста являются крещенский сочельник (18 января), праздники Усекновения главы Иоанна Предтеи (11 сентября) и Воздвижения Креста Господня (27 сентября).

Некоторое послабление в строгости поста допускается больным, а так же занятым тяжелым трудом, беременным и кормящим женщинам. Это делается для того, чтобы пощение не привело к резкому упадку сил, и христианин имел силы на молитвенное правило и необходимый труд.

Но пост должен быть не только телесным, но и духовным. «Ошибается тот, кто считает, что пост лишь в воздержании от пищи. Истинный пост, -учит святитель Иоанн Златоуст, - есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления».

Тело постящегося, не отягощаясь пищей, становится легким, укрепляется для принятия благодатных даров. Пост укрощает желание плоти, смягчает нрав, подавляет гнев, сдерживает порывы сердца, бодрит ум, приносит спокойствие душе, устраняет невоздержание.

Постясь, как говорит святой Василий Великий, постом благоприятным, удаляясь от всякого греха, совершаемого всеми чувствами, мы выполняем благочестивый долг православного христианина.

С днем ангела!

Именинники декабря

3– Анна, Анатолий, Григорий, Иван

4 – Мария, Ярополк; 5 – Максим, Михаил, Петр

6 – Александр, Алексей, Григорий, Федор

7 – Екатерина; 8 – Петр

9 – Георгий, Иннокентий, Яков

10 – Всеволод, Гавриил, Яков

11 – Василий, Григорий, Иван, Степан, Федор.

12 – Ольга, Деонисий

13 – Андрей;  17 – Варвара, Ульяна, Иван

19 – Николай; 20 – Антон, Илья, Павел

21 – Анфиса, Кирилл; 22 – Анна

23 – Ангелина, Иван, Степан

24 – Даниил;  25 – Александр

28 – Степан, Трифон; 30 – Даниил

31 – Зоя, Михаил, Семен


Ежемесячная православная газета «Приходской вестник».

Редакционный совет: Воробьева Л.В., Сухинина Н.Е., Колмаков Д.О., Воробьева Д.П.

Ответственный за выпуск иерей Олег Колмаков. Тираж 100 экз. Издается на пожертвования прихожан.

Мы будем рады Вашему участию и помощи в подготовке следующих номеров.

Звоните: 8 (48535) 3-59-01, пишите: eco@park.botik.ru * 152020, Ярославская обл, Переславский р-н, с.Ям.

Сайт храма: http://prihod-moscow-yam.nm.ru Приход Храма Смоленской иконы Божией Матер


Православный календарь