крест
Московский Патриархат.
Ярославская епархия.
Переславский муниципальный округ.
Приход Смоленской церкви села Ям
Приход Москва-Ям Банковские реквизиты для пожертвований
на восстановление Смоленской церкви села Ям


2007 №2 октябрь ()

 

Выпуск №2 село Ям октябрь 2007

14 октября - Покров Пресвятой Богородицы.

24 октября праздник преподобных и богоносных старцев Оптинских.

Русская Православная Церковь отмечает 14 октября один из самых любимых в народе праздников - Покров Пресвятой Богородицы. Он установлен в память о чудесном явлении Божией Матери в середине Х века в Константинополе и избавлении города от врагов.

По церковному преданию, тогда Константинополю угрожало нашествие мусульман, и верующие, собравшись ночью во Влахернской церкви, усердно молились о спасении. Среди них был блаженный юродивый Андрей - славянин, плененный и проданный в Константинополь в рабство. Подняв глаза, он вдруг увидел идущую по воздуху Пречистую Деву, окруженную сонмом ангелов и святых. Увидел ее и ученик блаженного Епифаний.

Преклонив колена, Богородица долго молилась. Затем сняла со своей головы омофор (покров, покрывало) и распростерла его над молившимися в храме, знаменуя тем самым защиту от врагов видимых и невидимых, подаваемую по ее молитвам христианскому миру.

Изумленные Андрей и Епифаний поведали народу о чудесном видении. А враги без кровопролития отступили от Константинополя. Согласно учению Русской Православной церкви, смысл праздника Покрова Пресвятой Богородицы - в осознании заступничества Пречистой Девы за христиан перед своим Сыном, Господом Иисусом Христом.

24 октября праздник преподобных и богоносных старцев Оптинских.

26-27 июля 1996 г. были причислены к лику местночтимых святых Оптиной пустыни тринадцать преподобных Оптинских старцев и установлено им общее Соборное празднование 11(24) октября, а в 2000 году они были прославлены Юбилейным Архирейским собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Юбилейный Архирейский собор Русской Православной Церкви определяет:

 Причислить к лику святых Русской Православной Церкви для общецерковного почитания в лике преподобных иеросхимонаха Иова, в схиме Иисуса, Анзерского, и Оптинских старцев: иеросхимонаха Льва (Наголкина; 1768-1841), иеросхимонаха Макария (Иванова; 1788-1860), схиархимандрита Моисея (Путилова; 1782-1862), схиигумена Антония (Путилова; 1795-1865), иеросхимонаха Илариона (Пономарева; 1805-1873), иеросхимонаха Анатолия I (Зерцалова; 1824-1894), схиархимандрита Исаакия I (Антимонова; 1810-1894), иеросхимонаха Иосифа (Литовкина; 1837-1911), схиархимандрита Варсонофия (Плиханкова; 1845-1913), иеросхимонаха Анатолия II (Потапова; 1855-1922), иеросхимонаха Нектария (Тихонова; 1853-1928); иеромонаха Никона (Беляева; 1888-1931) – как преподобноисповедника; архимандрита Исаакия II (Бобрикова; 1865-1938) – как преподобномученика.

Преподобные Отцы Старцы Оптинские, молите Бога о нас!

24(11) октября праздник преподобных и богоносных старцев Оптинских. Четырнадцать столпов православия, просиявших на небосклоне Святой Руси в период XIX  и начала  XX веков, потрясают нас той духовной силой, с которой можно сравнить разве что отцов пустынников «золотого» расцвета православной веры. Отцы Оптинские внесли то новое понятие, о котором практически не было известно на Руси – старчество. Старчество, как всеобъемлющее делание, соединяет в себе все добродетели преподобных сподвижников. «Плод же духовный, - учит Апостол, - есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». (Галл. 5, 22-23)Эти плоды Духа Святого в изобилии принес дивный вертоград Оптинского старчества. Наивеличайший дар – любовь, ибо любовью именуется сам Бог (1 Ин. 4, 8, 16).

Старец изначально призван на служение самим Богом и получивший от Него «дары Духа Святаго»: рассуждение и различение духов.

Старчество, как духовный союз состоит в искреннем духовном отношении и послушании духовных детей своему духовному отцу или старцу. Старец и его чада есть, по существу, единая семья о Господе.

Любовь старца к духовному чаду проявляется в:

1) искоренении   в ученике страстей;

2) насаждении добродетелей;

3) научении во спасении.

Что же должен ученик?

Во-первых: отсечь свою волю и подчиниться старцу. «Не стыдись обнажать струпы твои духовному наставнику и будь готов принять от него за грехи свои и посрамление, чтобы через него избежать вечного стыда».Прп. Илларион Оптинский;

Во-вторых: быть внимательным ко своему спасению и не выпускать из вида даже  всякую мелочь: «Живущие без внимания к себе самим, никогда не удостоятся посещения благодати». Прп. Лев Оптинский;

В-третьих: научиться терпеть: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илья, буду же терпеть и я».Прп. Амвросий Оптинский

В-четвертых: иметь простую, «детскую» веру. «Живи просто, по совести, помни всегда, что Господь видит, а на остальное не обращай внимания!» Прп. Анатолий Оптинский

«В проявлении старчества мы видим духовничество или отцовство, когда в муках рождения духовник освобождает от пут греха и от неведения в человеке тот образ Божий, который ему дан, и указывает путь к подобию». Архимандрит Иоанн (Крестьянин).

Без преувеличения можно сказать, что Оптинское старчество стало училищем благочестия и веры для всех, имущих спасения людей. Аминь.

Священник Олег Колмаков.

Прихожанин

Судьба переславны Клавдии Нуцковой

Судьба Клавдии Федоровны Нуцковой похожа на судьбы тысяч людей нашей страны, переживших страшные годы репрессий, грозные годы войны, тяжелые послевоенные годы восстановления страны после военной разрухи, все наши перестройки. Родилась она 30 октября 1927 года в селе Ям, где жила постоянно и живет до сих пор.

Отец ее, Коротков Федор Васильевич, и мать, Александра Николаевна, были одногодки, 1903 года рождения.

Отец матери, Николай Павлович, ямской священник, был репрессирован и расстрелян в декабре 1937 года в г. Ярославле за якобы проводимую им «монархическую агитацию, антисоветскую агитацию среди молодежи».

Клавдия Федоровна рассказывает о себе: «Родилась в крестьянской семье, с восьми лет пошла в школу, закончила 4 класса в Ямской школе. В учебе мне помогал дед - Нуцков Николай Павлович, священник храма села Ям. Я очень красиво писала, а дед учил меня пересказывать. Дед меня любил и мною гордился. А я больше всего любила ходить с ним в храм. Красоты храм был неописуемой: что внутри, что снаружи. Очень много было разных икон. А наш дом стоял и стоит напротив храма, и я всю жизнь от рождения любовалась на храм. Потом храм закрыли, и началось разорение. Приехали сотрудники НКВД, сдирали иконы, стали делать из них сусеки для зерна в складе, в который превратили храм. Лики на иконах порубили. Книгами церковными топили печи».

Клавдия же в 1940 году в сентябре отправилась учиться в город, в пятый класс второй школы. Но доучилась только до октября 1942 года: шла война, и девочка, наравне с другими сверстниками, трудилась в Калининском колхозе по декабрь 1947 года. Самую тяжелую работу делали: заготавливали и сушили сено, возили навоз, пилили деревья, сортировали зерно в церкви, на руках таскали из церкви мешки с зерном, чистили дорогу около Глебовского – чистили в любую погоду, в дождь, слякоть, метель.

В те тяжелые годы рядом работали Сулина (Киселева) Ольга Дмитриевна. Панфилова (Позднякова) Юлия Александровна, Суханова Лидия Андреевна, Хохлова Зинаида Сергеевна, Коротков Михаил Николаевич, Темняков Анатолий Иванович.

Замуж вышла за Федора, тоже из Ямской, одногодка, одноклассника. Он закончил всего два класса и стал работать. Потом армия и снова работа в колхозе, котельщиком в цехе промкомбината, ремонт машин на автокомбинате. Работник он был хороший, жаль, что, как и все подростки в войну, потерял здоровье и рано ушел из жизни.

С 1947 года по 1980 год Клавдия Федоровна работала в гортопе: заготавливали дрова, торф. Только одна запись была за 33 года в трудовой книжке. В1979 году перенесла операцию и в 1980 году ушла на инвалидность, на пенсию. На пенсии недолго побыла – уговорили в 1983 году недельки две поработать на приемке молока в совхозе в Новоселье. Проработала вместо двух недель 10 лет.

Детей в семье было двое: Вова и Коля. Только очень рано ушел из жизни Владимир, оставив двух сыновей: Сережу и Славу. Отцовскую поддержку детям взял на себя Николай, работает он в Переславском лесничестве. Хоть и трудно было без отца становиться на ноги, парни нашли свою дорогу в жизни, стали предпринимателями. У Сережи уже растет дочка Настенька, правнучка и радость Клавдии Федоровны.

Клавдия Федоровна живет их заботами и радостями. И все так же каждое утро видит в окно разрушенный храм, в котором служил ее дедя
Николай, и который из-за него потерял жизнь. А храм понемногу возрождается, и Клавдия Федоровна по мере своих сил и здоровья помогает отцу Олегу. За свои труды к престольному празднику Флора и Лавра награждена архиерейской грамотой Высокопреосвященного Кирилла, архиепископа Ярославского и Ростовского.

Возраст и пережитые невзгоды дают о себе знать. Но в роду Нуцковых немало долгожителей. Духом, верой крепки. Да и  забот немало, некогда о болезнях много думать

 Пожелаем Клавдии Федоровне и ее близким здоровья и спокойствия, семейного благополучия, радости.           

Людмила Воробьева

 

Что посоветуете, батюшка?

Вопрос: Что делать, когда беспокоят страсти, особенно, когда они меня борют?

Ответ: Скорее обратиться за помощью к Богу. Страсти – это те же скорби, а о скорбях Господь сказал через пророка Давида: «Призови Мя в день скорби твоея,  и вылечу тя, и прославиши Мя». (Пс.49, 15).

А что страсти борют, то не нужно унывать, это наша брань, борьба с духами зла, с которыми мы обязаны бороться. Нужно успешно противиться требованиям их, вооружиться против них и вести непрерывную войну.

Без борьбы, искушений, бед и скорбей мы можем и способны забываться, и все доброе приписывать себе, а о Боге забыть. И еще одно. Необходимо сразу же понять, откуда или из-за чего происходит эта страсть, другими словами, узнать причину страсти, а найдя причину, «смирить себя, и страсть отойдет».

Вопрос: Что значит «Смирить себя»? Как приобрести смирение?

Ответ: Преподобный Амвросий Оптинский говорил: «Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и считать себя хуже всех», а схиархимандрит Илиодор (Голованицкий) в письмах пишет: «Глубокое смирение приобретается лишь подъятием на себя спасительного ига – Креста Господня и несения оного». Смирить себя – это  значит нести Крест безропотно, с терпением и верой во спасение, до конца своих дней.

Поздравляем!

С днем Ангела!

3 – иерея Олега Колмакова

      Королева Олега Анатольевича

8 – Махотина Сергея Александровича

С днем рождения

3 – Махотину Наталью Николаевну

      Николаеву Наталью Владимировну

15 – Колмакову Елизавету

       Веретюк Надежду Иулиевну

24 – Воробьеву Людмилу Васильевну

30 – Нуцкову Клавдию Федоровну с юбилеем – 80-летием!

С 15-летием венчания

 3 - иерея Олега и Светланы Колмаковых

Многая и благая лета!

Объявление

Состоится паломническая поездка в Москву к мощам Блаженной Матроны 6 октября 2007 года. По всем вопросам обращаться к Таисии Константиновне по телефону 8-960-526-07-54

Мы будем рады Вашему участию и помощи в подготовке следующих номеров.

Звоните: 8 (48535) 3-59-01, пишите: eco@park.botik.ru * 152020, Ярославская обл, Переславский р-н, с.Ям.

Приход Храма Смоленской иконы Божией Матери

 

 


Православный календарь