крест
Московский Патриархат.
Ярославская епархия.
Переславский муниципальный округ.
Приход Смоленской церкви села Ям
Приход Москва-Ям Банковские реквизиты для пожертвований
на восстановление Смоленской церкви села Ям


2009 №15 (20) январь ()

 


Выпуск №15(20)                               село Ям                                             январь 2009

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови, свет разума…

Тропарь Рождества, глас 4

7 января – Рождество Христово

2000 лет назад в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие - родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей.

 Придя на землю, Он не был встречен почетом, знатностью и богатством. У Него даже не было колыбели, как у всех детей, не было и пристанища - Он родился за городом, в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями божественного младенца были не цари и вельможи, а простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом: «Я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь! И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк 2,10-12).
Пастухи первыми поспешили поклониться новорожденному Спасителю. В это время с дарами Царю Мира шли волхвы с востока (волхвы - это древние мудрецы). Они ждали, что вскоре должен нa землю прийти великий Царь Мира, а чудесная звезда указала им путь в Иерусалим.

Волхвы принесли Младенцу дары: золото, ладан и смирну. Эти дары имели глубокий смысл: золото принесли как Царю в виде дани, ладан как Богу, а смирну как человеку, который должен умереть (смирной в те далекие времена помазывали умерших).
Но неужели так встречен был родившийся Христос? Святая церковь поет, что все творение Божие встречало Спасителя: ангелы принесли Ему пение, волхвы - дары, пастыри встретили Младенца, земля приготовила пещеру-вертеп, а Матерью Господа стала Дева Мария

 

 

Праздники января

·         1 января православные чтут св. Илию Муромца.

·         6 января навечерие Рождества у православных. Рождественский сочельник.

·         7 января великий праздник Рождества Христова у православных. Начало рождественских святок.

·         14 января православные отмечают обрезание Господне. Новый год по старому стилю.

·         17 января Собор 70-ти апостолов и окончание рождественских святок у православных.

·         18 января у православных навечерие Богоявления (Крещенский сочельник.).

·         19 января великий православный праздник Богоявления, Крещения Господня.

 

«Месяцеслов»

Церковные праздники оживляют  и укрепляют веру. Они дают нам отдых от трудов и позволяют не забывать, что у нас есть не только смертное тело, а и бессмертная душа». Глубоко верующие люди хорошо знают все обычаи. Но и рядовому человеку необходимо быть в курсе хотя бы основных праздников и обрядов. С этого месяца мы открываем рубрику «Месяцеслов», в которой будем знакомить читателей с основными датами календаря.

ЖДЕМ ПЕРВОЙ ЗВЕЗДЫ

7 января — Рождество Иисуса Христа. В этот день, говорится в Писании, Сын Божий пришел на землю, чтобы возвратить падшее человечество к Создателю. Это второй по значимости церковный праздник после Пасхи. В его канун и день до вечера Рождества соблюдается строгий пост - сочельник. В это время разрешено есть только сочиво - хлебные зерна, размоченные водой. А при появлении первой звезды, в память о той, Вифлеемской, которая, возвестила рождение Иисуса, прекращается пост и разрешается чревоугодие.
Православное Рождество

Рождество Христово завершает сорокадневный Рождественский пост (св. Четыредесятница), накануне праздника соблюдается строгий пост. После Рождества наступают святки - святые дни или 12 дней, в течение которых отмечается праздник.

Христианская Церковь ежегодно празднует великое событие Рождества Христова 25-го декабря (ст. ст.). К достойному его празднование верующие приготовляются сорокадневным постом, с 15 ноября по 24 декабря, известным под именем Рождественского или Филиппова. Канун или день навечерия праздника проводится в особо строгом посте. Этот день называется сочельником, так как в этот день по уставу церковному, полагается употреблять в пищу сочиво, или пшеницу с медом.

В навечерие, если только оно не случится в субботу и воскресенье, совершаются Царские Часы и, около полудня, Литургия Василия Великого с Вечернею. В самый же праздник совершается Литургия Златоустого.

Часы, совершаемые в навечерие Рождества Христова, отличаются тем, что на них читаются паремии, Апостол и Евангелие. Посему, в отличие от обычных часов, они называются Царскими. Это название они носят также и потому, что в Греции, при совершении их, обыкновенно присутствовали императоры.

После Литургии поставляется посреди церкви свеча и клирики поют тропарь праздника: "Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты востока: Господи, слава Тебе!" А потом кондак праздника: "Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит, Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог".

Если навечерие бывает в субботу и воскресенье, то Царские Часы читаются в пятницу. В самый же канун бывает в свое время Литургия св. Иоанна Златоуста, а после Литургии - Вечерня. Славленье Христа совершается уже после вечерни. Поста, говорится в Уставе, в этот день не бывает. Это значит, что после Обедни до вечерни дозволяется вкушать немного хлеба.

Всенощное бдение начинается Великим Повечерием, на котором поется торжественная песнь Исаии: "С нами Бог, разумейте, языци, и покаряйтеся, яко с нами Бог!" Частое повторение в сей песни "с нами Бог!" свидетельствует о духовной радости верующих, сознающих среди себя Бога-Еммануила. Содержание прочих песней можно выразить начальною песнию канона: "Христос раждается, славите: Христос с небес, срящите (встречайте); Христос на земли, возноситеся! Пойте Господеви вся земля, и веселием воспойте людие, яко прославися. Торжество Праздника Рождества Христова усугубляется для Русской Церкви воспоминанием об избавлении нашего отечества от галлов и с ними дванадесяти языков в 1812 году.

Во тьму веков уж ночь та отступила,
Когда, устав от злобы и тревог
Земля в объятьях неба опочила,
И в тишине родился: «С нами БОГ!»
И многое уж невозможно ныне:
Цари на небо больше не глядят,
И пастыри не слушают в пустыне,
Как ангелы про Бога говорят.
Но вечное, что в эту ночь открылось, -
Несокрушимо временем оно,
И Слово вновь в душе твоей родилось,
Рожденное над яслями давно.
Да! С нами Бог – не там, в шатре лазурном,
Не за пределами бесчисленных миров,
Не в злом огне и не в дыханье бурном,
И не в уснувшей памяти веков.
Он здесь теперь – средь суеты случайной,
В потоке шумном жизненных тревог.
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло, мы вечны, С НАМИ БОГ!

 

5 декабря 2008 года в Бозе почил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, пятнадцатый Предстоятель Русской Православной Церкви с введения Патриаршества на Руси.

Нашу страну, наше общество постигло огромное горе - умер Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Он был не только выдающимся религиозным лидером, подлинным духовным лидером нашей страны, он был и великим гражданином нашей Родины, человеком, в судьбе которого отразились все тяжелейшие испытания ХХ века. Он был истинным пастырем, который всю свою жизнь служил примером духовной стойкости и высоких человеческих поступков. Находился рядом со своей паствой и в дни гонений, и в период возрождения веры. Именно с ним, с его именем прямо связаны подъем Русской православной церкви, действительное утверждение принципов свободы совести и вероисповедания. И конечно, гражданский мир, гражданское согласие в такой многонациональной и многоконфессиональной стране, как Россия.

Масштаб самой личности Патриарха оказал колоссальное воздействие на духовную жизнь и нравственное состояние российского общества. Он проповедовал объединительные человеческие ценности: гуманизм, добро и милосердие. Призывал к взаимоуважению, терпимости и доверию. Доверию между людьми разных верований и разных традиций. Был инициатором диалога между церквями и народами. И своим словом и делом служил этому, мудро примерял разномыслия во взглядах. Служил единению всей российской нации. Московский Патриархат приобрел уважение и авторитет не только в России, но и в международном религиозном сообществе. Уже с первых дней своего патриаршества Алексий Второй стремился к преодолению трагического раскола Русской православной церкви и возрождению церкви во всей ее полноте и величии. И в том, что такое воссоединение состоялось, его огромная личная заслуга. Самоотверженно исполняя свой пастырский долг, Святейший Патриарх осознавал ответственность не только за церковь, но и за всю Россию. За годы своего архиерейского служения митрополит Алексий посетил многие епархии Русской Православной Церкви и страны мира, был участником множества церковных событий. В церковной и светской печати в России и за рубежом опубликовано несколько сотен его статей, выступлений и работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы.

Святейший Патриарх Алексий возглавлял Арихиерейские Соборы 1992, 1994, 1997, 2000 и 2004 годов, неизменно председательствует на заседаниях Священного Синода. Как Патриарх Всероссийский он посетил 81 епархию, многие по несколько раз - всего более 120 поездок в епархии, целями которых прежде всего являлись пастырское попечение об отдаленных общинах, укрепление церковного единства и свидетельства Церкви в обществе.

За время архиерейского служения Святейший Патриарх Алексий возглавил 84 архиерейских хиротонии (из них 71 после избрания на Всероссийскую кафедру), рукоположил в священный сан более 400 иереев и почти столько же диаконов. По благословению Его Святейшества открывались Духовные семинарии, духовные училища, церковноприходские школы; создавались структуры для развития религиозного образования и катехизации. Его Святейшество уделяет большое внимание установлению в России новых взаимоотношений между государством и Церковью. При этом он убежденно придерживается принципа разделения между миссией Церкви и функциями государства, невмешательства во внутренние дела друг друга. В то же время он считает, что душеспасительное служение Церкви и служение государства обществу требуют обоюдно свободного взаимодействия между церковными, государственными и общественными институтами.

Святейший Патриарх Алексий призывал к тесному сотрудничеству между представителями всех областей светской и церковной культуры. Он постоянно напоминал о необходимости возрождения нравственности и духовной культуры, преодоления искусственных преград между светской и религиозной культурой, светской наукой и религией. Ряд подписанных Его Святейшеством совместных документов заложил основы для развития сотрудничества Церкви с системами здравоохранения и социального обеспечения, Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями, органами юстиции, учреждениями культуры и другими государственными структурами.  По благословению Святейшего Патриарха Алексия II создана система окормления военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.Патриарх выступал со многими миротворческими инициативами в связи с конфликтами на Балканах, армяно-азербайджанским противостоянием, боевыми действиями в Молдавии, событиями на Северном Кавказе, ситуацией на Ближнем Востоке, военной операцией против Ирака и так далее; именно он пригласил к переговорам находящиеся в конфликте стороны во время политического кризиса в России 1993 году.

Все мы глубоко скорбим о его кончине. Мы всегда будем помнить о его духовной помощи, мудрости, безграничной преданности своей стране и своему народу. Его поддержку мы будем ощущать всегда.

Вечная ему память

Что для нас  Рождество

Клавдия Федоровна Нуцкова:

Когда я была маленькой, на Рождество все сельчане обязательно ходили в храм. И все были на службе. Это был очень торжественный праздник.

Дома тоже все готовились к празднику. Конечно, таких разносолов, как сейчас, не было, но  все, что было, ставилось на стол. А моя мама пекла очень вкусные пироги: с капустой, яблоками, яйцами, ватрушки с творогом…

 Нина Александровна Яковлева: С детства самый главный, самый любимый праздник. После поста с угощениями, радостными встречам, в кругу самых дорогих людей.

        

Рождество Христово – Праздник пришествия в наш мир Спасителя, Его Богоявления. Второе Лицо Троицы – Бог Сын – воплотился, в нем Человеческое и Божественное естество существовали нераздельно, что нашим разумом невозможно до конца осознать. Но Господь привел к себе не ожидавших прихода Мессии иудеев, а язычников-волхвов.

Еще говорят, что очень важно, чтобы Христос родился не только в Вифлееме, но и в сердце человека.

В Америке в этот день  принято дарить подарки, так как он больше похож на Новый год. В качестве Деда Мороза там выступает Санта Клаус, прототипом которого является Святитель Николай Чудотворец. Санту же дети воспринимают как сказочного персонажа, а не как святого. Также и Рождество у них стало больше мирским праздником. К сожалению, именется тенденция к тому, чтобы не произносить полностью названия, точнее принадлежности Рождества, не говорить о том, что оно Христово, так как это может как-то ущемить сознание представителей других конфессий. Такие тенденции существуют в Америке и на либеральном Западе. Но у нас это, Слава Богу, церковный праздник и отношение к нему подобающее, хотя нередко можно видеть на Рождественской службе  людей, которые считают, что правильно отметить праздник – это как следует напиться спиртного. Но водка и вино за нас не помолятся, поэтому на Рождество православный народ, предуготовленный 40-дневным постом встретит должным образом праздник пришествия в наш мир Спасителя.

Марина и Вячеслав Вельчевы

 

Рождество Христово – это «особая» рождественская тишина, когда замирает весь мир в ожидании чуда: тихо падает снег, на небе всегда зажигаются яркие и мерцающие звезды, и во всех окнах огоньки, пахнет елкой, всегда искрится снег и вселенская тишина.

Наталья Махотина

 

С Рождеством,

дорогие прихожане!

 

Не забываемая встреча

Хрупкая женщина с удивительно добрыми глазами негромким голосом рассказывает собравшимся в зале немного о себе, о своей работе, но больше о них – о своих книгах. Рассказывает с любовью и нежностью, как о собственных детях: как задумывались, как создавались, как увидели свет.

Это не совсем то, что принято нынче называть звучным иностранным словом «презентация». Это представление, знакомство, желание, чтобы они были поняты и приняты  читателями и получили долгую жизнь, которую действительно заслужили.

Мне, наверное, повезло больше, чем другим – я не только держала их в руках, но уже не один раз перечитала,  вживаясь в каждую фразу, сопереживая каждой судьбе и обливаясь слезами.

Я не стыжусь признаться, что плакала над ними, хотя нисколько не сентиментальна. Просто затронули они какие-то далеко спрятанные в сердце струнки, заставили их зазвучать.

Да что впустую говорить…

Возьмите книги в руки, а я подскажу, что скрывается за этими обложками и названиями.

«Где живут счастливые?» так называется первый сборник очерков и рассказов Натальи Евгеньевны Сухининой – православной писательницы, приехавшей на встречу со своими читателями в Переславль. По сути, это «зарисовки из жизни». Герои их – люди, встреченные автором во время многочисленных журналистских командировок в разные уголки России. Объединяет их любовь к Родине и  глубокая вера в Бога, выстраданная и ставшая неотъемлемой частью их бытия, умение не унывать в самых сложных ситуациях.

Герои сборника очерков и рассказов «Куда пропали снегири?» - святые, прославленные Церковью, и наши современники, простые люди с их радостями и бедами, стоящие перед нравственным выбором – между добром и злом, любовью и ненавистью, верой и неверием, памятью и забвением. Автор в своих рассказах очень просто и образно учит православному постижению жизни.

А вот пронзительная, как и ее название -  «Какого цвета боль?» - книга, в которую вошли шесть документальных повестей  о наших современницах, оказавшихся в местах заключения: женах, сестрах, матерях,  отбывающих наказание в тюрьме за свое преступление против заповедей Божиих. Каждая из них через слезы, страдания, боль находит свой путь к вере, к Богу. В книге нет вымышленных героинь и событий, все это взято из жизни.

И, наконец, «Прощание славянки», документальная повесть, рассказывающая о непростых судьбах детей Великой Отечественной войны. Главный герой повести, Виктор Гладышев, один из этих детей, из большой семьи, где было шестеро детей. Еще до войны лишившись матери и потеряв в войну любимого отца, братья и сестры Гладышевы, прошли через все испытания военного лихолетья – оккупацию, плен, унижения, но не потеряли человеческого достоинства, сохранили веру и светлую память об отце. Марш «Прощание славянки», услышанный Витей по время прощания с отцом на вокзале перед уходом на фронт, не только запомнился навсегда, но и определил дальнейшую жизнь и профессию. Виктор Гладышев жив и сегодня, и  даже может приехать в Переславль повстречаться, поговорить с молодежью.

Наталья Евгеньевна посвятила книгу своему отцу, гвардии капитану Евгению Кокорченко, прошедшему дорогами военного ада от Москвы до Берлина.

Она считает свою книгу долгом памяти тем, кто отстоял нашу жизнь и свободу в страшной войне, унесшей жизни миллионов людей.

Поделилась Наталья Евгеньевна радостной для нас вестью – скоро  выйдет ее новая книга – «Белая ворона». Что ж, будем  с нетерпением ждать, когда она появится на полках наших домашних и переславских библиотек. И будем надеяться, что очень занятой человек – Наталья Евгеньевна – она к тому же очень известна, как в России, так и за рубежом, как первая паломница, пешком прошедшая святую дорогу в «землю обетованную», снова приедет к нам в Переславль.

А пока мы, читатели книг Натальи Евгеньевны, благодарим Татьяну Борисовну Королеву, тоже прихожанку нашего храма, за организованную  встречу, за теплые незабываемые минуты.

Людмила Воробьева

Дела давно минувших дней

 

 

Итоги. Год 2008

 

Богослужения

 

 

-крещений – 29

 

 

 

 

 

 

 

 

-венчаний- 9,

-отпеваний – 16.

Духовная жизнь храма

-Проводятся занятия в воскресной школе;

-создан церковный хор;

-издана книга о Блаженном местночтимом угоднике Божьем Михаиле-Самуиле (Лазареве);

-за год выпущено 15 номеров приходской газеты «Приходской вестник».

 

Благоустройство храма

 

Разобрана крыша и частично произведена вычинка.

Построен модуль для занятий  воскресной школы.

Вокруг храма возведен металлический забор, установлены скамейки.

Что год грядущий нам готовит?

Планы на 2009 год

Приходским собранием предложено:

-Обустроить иконостас.

-Отремонтировать крышу.

-Провести штукатурные работы внутри и снаружи храма.

-Установит Крест возле дома, где жил Блаженный Михаил-Самуил, местночтимый угодник Божиий.

-Провести отопление по храму.

-Провести в храме освещение.

-Организовать паломнические поездки по православным святыням.

-Благоустроить территорию храма (разбить клумбы, создать детскую площадку.

Всем, кому не безразличен Дом Богородицы, просим помочь нашему приходу!

Председатель приходского совета, настоятель Смоленской церкви с.Ям,

Иерей Олег к., приходской совет, прихожане

 

Поздравляем!

С днем Ангела всех именинников января!

С днем рождения!

Назарову Татьяну Николаевну – 25 января

Яковлеву Нину Александровну – 27 января!

Многая и благая лета!

Расписание богослужений в Смоленской церкви села Ям на январь 2009 года

19/1

Четверг

Сретенский

Прп. Илии Муромца, Печерского (ок.1188)

 

 

20/2

Пятница

Предпразднество Рождества Христова. Прав.Иоанна Кронштадтского (1908)

Часы. Литургия

08-30

21/3

Суббота

Свт. Московского Петра, всея России Чудотворца (1326)

Часы.Литургия.

Всенощное бдение

08-30

 

16-00

22/4

Воскресенье

Неделя 29-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Глас 4-й. Вмц. Анастасии Узорешительницы (ок. 304)

Часы. Литургия.

08-30

24/6

Вторник

Навечерие Рождества Христова. Рождественский сочельник.

Царские часы. Вечерие с Божественной литургией

Земное повечерие. Всенощное бдение 1 час

Исповедь с 19 часов.

07-00

 

21-00

25/7

Среда

Рождество Господа Бога  и Спаса нашего Иисуса Христа.

00-00

26/8

Четверг

Попразднество Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы.

Часы Литургия.

08-30

27/9

Пятница

Сщмч. Тизона, архиеп. Воронежского

Часы. Литургия.

08-30

28/10

Суббота

Суббота по Рождестве Христовом.

Всенощное бдение. 1 час

16-00

29/11

Воскресенье

Правв.Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня.

Часы. Литургия.

08-30

31/13

Вторник

Отдание праздника Рождества Христова.

Всенощноебдение, 1 час.

16-00

1/14

Среда

Обрезание Господне. Свт.Василия Великого, архиеп.Кесарии Каппадокийской(379)

Часы. Литургия

08-00

2/15

Четверг

Предпразднество Богоявления. Преставление (1833), второе обретение мощей (1991) прп.Серафима, Саровского чудотворца.

Часы. Литургия

08-00

3/16

Пятница

Прор.Малахии (400 г.до Р.Х). МЧ. Гордия (IV)

Царские часы

07-30

4/17

Суббота

Суббота перед Богоявлением. Собор 70-ти апостолов.

Часы. Вечерия. Литургия.

Всенощное бдение. 1 час

07-30

 

16-00

5/18

Воскресенье

Неделя 31-ая по Пятидесятнице, перед Богоявлением.

Навечерие Богоявления.

Часы. Литургия.

Всенощное бдение. 1 час

08-30

 

 

16-00

6/19

Понедельник

Седмица 32-ая по Пятидесятнице. Святое Богоявление.

Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа

Часы. Литургия

08-00

7/20

Вторник

Попразднество Богоявления.

Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Часы. Литургия

08-00

10/23

Пятница

Свт. Феофана, Затворника Вышенского (1894)

Часы. Литургия

08-00

11/24

Суббота

Прп.Феодосия Великого, общих житий начальника (529).

Молебен с акафистом

Всенощное бдение. 1 час

09-00

 

16-00

12/25

Воскресенье

Неделя 32-я по Пятидесятнице. Свт. Саввы, архиеп.Сербского (1237).

Часы. Литургия

08-00

13/26

Понедельник

Седмица 33-я по Пятидесятнице

Молебен с акафистом

09-00

14/27

Вторник

Отдание праздника Богоявления.


Православный календарь